Неприличное заведение
Одним из самых интересных посланий, сохранившихся на старинных зданиях столицы Крыма, является, пожалуй, оформление фасада кинотеатра им. Шевченко (фото 4). "Информация в путеводителях не говорит об истинном смысле этой композиции, — рассказывает Максим Михайлович, начиная свою импровизированную экскурсию "по городу, который мало кто видел". — Считается, что здесь всего лишь природные мотивы. Дескать, прежнее название заведения — "Баян" — в честь сказочного "русского Гомера", воспевавшего родные края, поэтому и изобразили духов леса да птичек с цветочками". Действительно, арку кинотеатра поддерживают четыре головы языческого бога Пана, покровителя природы. Однако этот образ в христианстве трактуется как сатанинский, так зачем же нужно было украшать заведение такой символикой? "Архитектор пытался выразить отношение к современной ему морали, — считает Максим Кривошта. — Во-первых, в теории искусства "низкое" народное творчество Пана противопоставляется "высокому" академическому. А синематограф в начале XX века, когда строился кинотеатр, считался как раз народной и неприличной для богобоязненных граждан утехой. Во-вторых, композиция из глухарей и крадущихся лис говорит: "Будь начеку! Наслаждайся беспечно, но помни про черта (лиса расшифровывается именно так)".
Дом розы
Недалеко от кинотеатра еще один памятник архитектуры — здание, где разместился Нацбанк (фото 3). "Здесь много интересного, — продолжает наш собеседник. — И, казалось бы, неуместные на официальном учреждении павлины, которые являются алхимическими символами финансового благополучия (между птицами — катарский орден Центра мирового света и мудрости), и характерный мистический орнамент по всему дому, и щиты, увенчанные чудом сохранившимися императорскими коронами". Максим Михайлович нетерпеливо зовет нас пройти чуть дальше, на улицу Пушкина, где сохранился поистине уникальный для мнемолога объект (фото 5). "Вот, напротив Дома офицеров, — восклицает он, показывая на едва видные сквозь густую листву украшения фасада. — На первый взгляд просто женские головы в мещанском провинциальном стиле. Но если обратить внимание, что в центре композиции расположен щит с розой, то послание уже не выглядит столь безыдейным". Любой символ на щите — герб как средство идентификации и выражение идеи его обладателя. А роза на щите трактовалась как эмблема масонов высших уровней посвящения. "Здесь применили и распространенный прием отвода глаз, — улыбается Максим Кривошта. — Дело в том, что розы в дореволюционных праздниках использовали как символ Зеленого четверга, праздника русалок, отмечавшегося в конце мая. И человек, видевший фасад с цветами и женскими лицами, ассоциировал его, конечно, с этникой". Хозяин же дома, выставив напоказ свою тайну, все равно оставался под своеобразным информационным прикрытием.
Венки и кадуцеи
Но далеко не всегда симферопольцы столь изощренно украшали свои жилища. В основном стены домов несли простые символы, множество которых сохранилось и сейчас (фото 2). "Современный человек склонен видеть в этом архаичный элемент декора, да и сто лет назад традиция уже была полузабыта, — поясняет наш экскурсовод. — Но смысл изображения таков. Круг — венок, символ жертвы богам, переход под их защиту и связь между поколениями. То, что можно назвать стрелами, — защита от бесплодия, и чем стрел-линий больше, тем сильнее действует".
Еще на улицах крымской столицы можно встретить кадуцей — жезл либо посох, увитый лозой или двумя змеями (фото 6). "Например, на улице Карла Маркса, 6, отличный образец, — говорит Максим Михайлович. — Древний символ коммерции, знак купцов. Кстати, легко можно сделать вывод о ремесле прежнего владельца дома. Кроме того, кадуцей закручен в двойную спираль молекулы ДНК, но откуда такие знания у наших далеких предков, не известно".
Драконовы страсти
Напоследок мнемоник показал нам "истинное лицо" одной из визитных карточек Симферополя — дома Чирахова (известен как Дом с драконами). "По фасаду десять драконов в мавританском стиле, как гласит справочная литература, — замечает Максим Кривошта. — Но, проанализировав изображения, можно сказать, что это не просто драконы, а виверны, хранители воды. Если учесть, что под этим домом мощная подземная река, — ничего удивительного. Видимо, Чирахов знал, где строит дом, и заручился поддержкой вивернов, причем именно десяти, ведь это символ царской печати, кровного соглашения человека и духов". Еще драконы притаились над головами горожан на улице Горького, на здании ресторана "Астория" (фото 1), притворившись грифонами. "Странное изображение, — удивляется Максим Михайлович. — Ведь грифон — создание с телом льва, крыльями и головой орла, только так! А здесь хвост змеиный… С этой химерой еще предстоит разобраться".
Фото 1
Фото 2
Фото 3
Фото 4
Фото 5
Фото 6
Мнемоника — особая практика, облегчающая запоминание информации, содержащейся в символике и образах, путем образования простых ассоциаций. Потерянное элитарное искусство.
Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль бывал в Симферополе дважды. Во второй раз вполне официально: следовал на Ялтинскую конференцию стран антигитлеровской коалиции, о чем рассказывает мемориальная доска на доме, где останавливался тогда английский политик (ул. Шмидта, 7). Но первый его визит в крымскую столицу проходил инкогнито. "Исполнил сегодня, наконец, личное, строго доверительное, — пишет о том дне Черчилль в воспоминаниях, правда, не уточняя, что же он исполнил. — Лев смотрел на меня воистину как друг и соотечественник". Рассказывая про льва, он, конечно же, имел в виду небольшую скульптуру, сохранившуюся в столице Крыма и сегодня. "Ничем особенным каменный зверь не примечателен, кроме мифологической родословной, — рассказал "Событиям" специалист по мнемотехнике Максим Кипелов. — По всем признакам это именно британский лев, защитник веры. И не случайно премьер останавливался в доме на Шмидта. Можно предположить, что с этим эпизодом связана тайна религиозного характера, ведь каменное основание, на котором лежат львы, в англиканской церкви используют, например, как алтарь".