Внимание! Учетная запись редактора была взломана и неизвестным лицом размещались не проверенные новости с Сентября 2022 года. В настоящий момент учетная запись была восстановлена. Приносим извенения.

Лучший памятник Самокишу
Благодаря художнику на полуострове появилось художественное училище

Николай Самокиш, 1921 г.
Фото: www.maslovka.org

26 ноября 2011, 11:30Архив

Улица, носящая имя этого человека, хорошо известна любому симферопольцу. "Остановите на Самокиша", — эту фразу часто слышат водители маршруток. Но о самом Самокише и о том, чем ему обязана крымская столица, увы, мало кто знает. А ведь он оставил Симферополю и Крыму нечто гораздо большее, чем просто название одной из улиц

Крымская студия

"Рисунок пером" — это учебное пособие, написанное Николаем Самокишем сто лет назад, в 1911-м году, и по сей день используют студенты художественных училищ и вузов. Впрочем, этим педагогические заслуги Самокиша не исчерпываются. Особенно если говорить о Крыме.

На полуостров художник приехал в 1918 году — лечиться в Евпатории от ревматизма, полученного в окопах Русско-японской и Первой мировой войн. На Русско-японскую войну Самокиш, кстати, отправился добровольно, в качестве художника-корреспондента журнала "Нива". Его рисунки на журнальных страницах увидели миллионы. Сам художник испытал все тяготы и лишения солдатской жизни. После отступления в Мукден он записал: "Две недели я не раздевался, не менял белья и по два, по три дня не умывался: не до того было. Костюм мой износился и изорвался в тряпки. Я был не брит и не стригся уже три месяца… моя обувь была только сверху похожа на сапоги, подошв не было вовсе, а голенища от продолжительной езды верхом протерлись в местах, соприкасающихся с седлом". Результатом семимесячной поездки на фронт стали альбом рисунков "Война 1904–1905. Из дневника художника" и серия картин. В годы Первой мировой Самокиш сформировал "художественный отряд" и выехал на передовую. Здесь он выполнил около 400 работ.

Но вернемся к крымскому периоду жизни Самокиша. В Евпатории он прожил до 1921 года, а затем переехал в Симферополь. Мастерство художника удивительно сочеталось у Самокиша с педагогическим талантом. Он преподавал всю жизнь, в 1913-м возглавил батальный класс Императорской академии художеств, не отказался от любимого дела и в Крыму. Почти сразу после переезда в Симферополь он создал здесь собственную студию, которая стала основным региональным центром художественного образования. Постановлением Совнаркома Крыма в июне 1937-го на базе студии было организовано Крымское художественное училище, которое в октябре уже приняло первых студентов — 75 человек. Правда, у училища долгое время не было своего здания — поначалу занятия проходили в столовой турбазы на улице Шмидта, затем в школе № 16 на улице Школьной. Но это не лишало его студентов энтузиазма — как вспоминал один из первых выпускников училища, позором было прийти утром на занятия без новой работы. И этому неиссякающему духу творчества училище во многом было обязано своему основателю. Не зря Крымское художественное училище иногда называют лучшим памятником Самокишу.

Великолепный иллюстратор

Академик Императорской академии художеств, обладатель высоких наград за батальные холсты, посвященные истории российской армии, Самокиш и после смены власти остался верен военной тематике. Советские критики 1930-х годов с восторгом писали о продуманности композиции и подробной прорисовке деталей в его батальных полотнах. В 1941 году художник стал лауреатом Сталинской премии. А оформленный им до революции (вместе с другими известными русскими художниками) четырехтомник "Царская и императорская охота на Руси" оказался запрещен как воспевающий "барский быт". Хотя, пожалуй, при работе именно над этим изданием талант Самокиша-иллюстратора проявился во всей полноте.

Эта великолепная энциклопедия была издана в 1902 году. Разработку переплетов поручили выпускнику Академии художеств, известному мастеру батальных и охотничьих сюжетов Николаю Самокишу. Следуя замыслу издателя Кутепова, поделившего книгу на четыре части, Самокиш предложил для каждого тома индивидуальный вариант оформления. Обложку первого тома, посвященного охоте времен русского средневековья, украсили орнамент XII века и печать великого князя Василия III Ивановича. На втором томе, где рассказывается об эпохе правления Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Романовых, художник поместил изображение шапки Мономаха и герб Москвы со святым Георгием Победоносцем, которого русские охотники чтили как своего покровителя. Третий том содержал материалы о конце XVII — начале XVIII века, когда государева охота вместе с императорским двором переместилась из Москвы в Петербург. Поэтому на переплете — два сокола, летящих из Первопрестольной к "берегам Невы" и поддерживающих царскую корону. Наконец, последний, четвертый том, повествующий об охоте XVIII–XIX веков, украшен гербом Николая I. А кроме того, Самокиш создал для издания 173 иллюстрации, выполняя рисунки в самой разнообразной технике — акварелью, тушью, пером и кистью, используя древнерусский орнамент, позаимствованный из старинных рукописных русских книг. Глядя на эти рисунки, трудно поверить, что их создал тот же человек, что запечатлен на одном из фото в красноармейской буденовке…

Фото: www.maslovka.org

Самокиш за работой. 1933 г.

Фото: www.maslovka.org

Императорская академия художеств, батальный класс профессора Самокиша, 1915 г.

Фото: tent-palatka.ru

Иллюстрации Самокиша к "Царской охоте"

Крымский календарь

25 ноября 1920. По приказу Крымского революционного комитета было создано Крымское статистическое бюро. В 1928 г. бюро преобразовано в Крымское статистическое управление. Сегодня это Главное управление статистики в АРК.

26 ноября 1949. Постановлением президиума Верховного Совета РСФСР в Севастополе восстановлены Сталинский (бывший Центральный), Корабельный и Северный районы.

27 ноября 1834. В Ялте было создано полицейское управление Южнобережья, в зону обслуживания которого входили населенные пункты от Балаклавы до Алушты.

28 ноября 1920. Начались массовые расстрелы военнопленных офицеров Белой армии в Крыму.

29 ноября 1929. Закрыт балаклавский Свято-Георгиевский монастырь (но в Крестовоздвиженском храме служба продолжалась до 1930 г). Храм во имя святого великомученника Георгия был полностью снесен, а пещерный Рождественский храм передан Севастопольскому музейному объединению, остальные здания — санаторию ОСОАвиаХима. В 1939–1941 гг. в них размещались военно-политические курсы Черноморского флота. В 1993 году монастырь возобновил свою деятельность.

30 ноября 1935. На Кладбище коммунаров в Севастополе открыт памятник руководителям Севастопольского вооруженного восстания 1905 г.

1 декабря 1991. На референдуме 54% жителей Крыма поддержали независимость Украины.


Погода

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

Опрос

Как ваше финансовое благополучие?

Ниже среднего
Хватает
Все отлично
Да хоть камни с неба! Я на родине!
» Архив опросов
Календарь событий
« Май 2024
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Мы в соцсети
Наверх