
Вперед к самодержавию
Предвыборные обещания: разграничение полномочий и ответственности всех ветвей власти.
На деле: тотальная централизация власти.
Что именно Янукович понимает под разграничением полномочий, в своей программе он не расписывал, но, по-видимому, имелось в виду, что все ветви власти будут независимы друг от друга и станут придерживаться функций, обозначенных в Конституции. Эксперты сходятся во мнении, что спустя два года мы получили диаметрально противоположную ситуацию: окончательно оформилась схема, при которой центр принятия всех решений находится в администрации президента, а роль парламента, правительства и Конституционного суда свелась к реализации инициатив, спущенных с Банковой. Апофеозом внедрения этой модели стала отмена конституционной реформы и воскрешение кучмовской Конституции.
Показная "экономия"
Предвыборные обещания: ликвидация льгот для депутатов и высокопоставленных чиновников.
На деле: в этом вопросе команде Януковича удалось немного продвинуться от слов к делу. В декабре прошлого года парламент при формировании бюджета-2012 упразднил ряд норм, по которым народные избранники получали определенные финансовые привилегии.
В частности, нардепы отказались от выделения матпомощи на оздоровление в размере двух месячных зарплат, выплаты денежной помощи в размере двенадцати месячных отпускных окладов работающего депутата в случае выхода на пенсию и некоторых других материальных поощрений и скидок. Таким образом удалось сэкономить 30 млн грн. Тем не менее содержание депкорпуса по-прежнему влетает в копеечку налогоплательщикам. Суммарно на каждого депутата из бюджета в год тратится около 800 тыс. грн.
Не особо экономят на обеспечении себя, любимых, и в Кабинете министров. По оценкам издания "Экономические известия", расходы бюджета на Кабмин за последние 2 года выросли на 12%. Не отстают и крымские чиновники: по сравнению с 2010 годом расходы на административный аппарат автономии увеличились на 6 млн грн.

Об открытости забыли
Предвыборные обещания: введение системы выборов по открытым избирательным спискам.
На деле: внедрение смешанной избирательной системы.
В реализации этого пункта своей программы Янукович оказался наиболее непоследователен. Сразу после выборов в местные советы 2010 года гарант инициировал создание комиссии по подготовке Закона "О выборах народных депутатов", которую возглавил министр юстиции Александр Лавринович. Еще на первых этапах работы над документом стало понятно, что ни о каких открытых списках речь не идет, хотя на их введении настаивали оппозиция и Венецианская комиссия. Однако регионалы закрыли глаза на эти требования, и на выходе закон установил смешанную систему: 50% депутатов будут избирать по закрытым спискам, 50% — в мажоритарных округах. По мнению экспертов, регионалы протащили введение смешанной системы, поскольку только таким образом могут сохранить за собой парламентское большинство после грядущих выборов нардепов.

За двумя зайцами
Предвыборные обещания: восстановление дружественных и взаимовыгодных отношений с РФ, странами СНГ; обеспечение стратегического партнерства с США, ЕС, странами Большой двадцатки.
На деле: "Я гарантирую, Украина станет надежным партнером, сильным и авторитетным государством на международной арене" — спустя два года это обещание Януковича, занесенное в его предвыборную программу, больше напоминает анекдот, чем реальное намерение.
После ареста Юлии Тимошенко на евроинтеграционных устремлениях Киева был поставлен жирный крест. Если до этого события перед Украиной еще маячила туманная перспектива подписания соглашения об ассоциации с ЕС, то сейчас об этом уже не идет и речь. Казалось бы, в связи с резким ухудшением отношений с Западом по логике власть должна с распростертыми объятиями броситься к северному соседу, но и тут незадача. Кремль ушел в отказ в деле пересмотра формулы цены на газ и затребовал права на пользование украинской ГТС. Чем и когда закончится борьба за "трубу", пока остается одним из самых сложных вопросов, но Украина, и Крым в частности, уже в полной мере успели ощутить на себе "покращення" отношений с РФ.

Андрей Никифоров, политолог:
— В период Тимошенко существовало разделение Кабмина на президентский сектор и премьерский. Мало того, внешняя политика была в ведении президента, но Тимошенко имела своего вице-премьера по внешней политике, то есть фактически своего министра иностранных дел. А Ющенко создавал некие параллельные структуры, которые вмешивались в работу управленческого аппарата, подчиненного непосредственно премьеру. Януковичу это раздвоение удалось убрать. Мы видим достаточно слаженную командную работу. Просто последствия этой работы не совсем те, которые нам обещали, на которые можно было по наивности надеяться. Работа, по всей видимости, ведется достаточно успешная. Это отражается на состоянии олигархической прослойки населения, которая составляет ничтожные доли процента. Всем остальным премьер объясняет, что они живут хорошо, потому что сами они никаким образом не могут об этом догадаться, и делает это на "изысканном" украинском языке.

Александр Форманчук, политолог:
— Так называемое возвращение к курсу многовекторности результатов практически не дало, и Украина сейчас попала в мертвую зону, которая характеризуется выражением "ни там, ни здесь". Справедливости ради хочу сказать, что это еще не тупик.
Со стороны Украины были переоценены некоторые возможности курса многовекторности, с самого начала выстраивалась не самая продуманная, на мой взгляд, стратегия его реализации. По моему мнению, главный фактор неудачи — это внутренняя политика, которая выразилась в ряде шагов, которые не были восприняты как в Европе, так и в России.

Сергей Киселев, политолог:
— Партия регионов — это партия крупного национального капитала, не заинтересованная делиться частью своих доходов с кем бы то ни было. Отсюда отношение к России и отсюда отношение к Западу. На Западе они хранят свои капиталы и поэтому подчиняются диктату со стороны Запада. А на востоке они получают источники для пополнения своих капиталов. Но прекрасно понимают, что если Украина когда-нибудь войдет в состав России, то роль, которую они занимают в украинской политической системе, там им не светит.