Александр Кулиш из Партенита держит музей стереокартин на камнях, который в скором времени может закрыться.
Пристально разглядывая пейзажи и абстрактные сюжеты на разрезах камней, трудно избавиться от впечатления, что это нерукотворные произведения. "Да ничего я не подрисовал! В том-то и ценность этих картин, — поясняет Кулиш. — Это единственный в мире музей, где представлена природа как художник. И скопировать невозможно ни одну из картин, потому что они в объеме — это стереокартины в полупрозрачных камнях. Не я первый догадался разглядывать камни на просвет — любой минеролог знает, что в моховых агатах есть дендриты марганца, железа, которые разделяются на пластиночки, и в литературе есть разделы о пейзажных камнях. Но я сам додумался пилить их целенаправленно — искать картинки в камне, и придумал специальные витрины, чтобы эти шедевры природы мог увидеть каждый из нас. Лишнее приходиться выбрасывать и только изюминки отбирать, такую вот махонькую картиночку — видите, здесь кипарисы, а здесь стадо мамонтов, а вот Анна Каренина в ожидании поезда".
В поисках камней почти за полвека экспедиций Кулиш побывал во всех уголках уже бывшего Союза — домой вез находки и в рюкзаке, и контейнерами по "железке" отправлял. "Но все это в прошлом, — вздыхает Кулиш. — И дело не в моем возрасте, а в границах и таможнях. Раньше я мог поехать и в Среднюю Азию, и на Кавказ, и на Дальний Восток — все было народным достоянием: бродишь в горах, нашел камень — положил в рюкзак, никто тебя не тронет, а сейчас даже на Украине ехать некуда — все месторождения в частных руках. Я еще успел в былые времена — в 60-70-х — отыскать для коллекции и все образцы крымской яшмы, и топазы волынские".
Страсть к коллекционированию у Кулиша с детства, и его всемирное каменное собрание (а это около 5 тыс. экспонатов) началось с тигрового глаза, который еще 10-летним школьником он выменял на рогатку — дело было в пионерском лагере в Бердянске. Камень, кстати, сохранился — на почетном месте в экспозиции. По иронии судьбы, вся его трудовая жизнь была связана с железом — по специальности он технолог обработки металлов: на работе резал сплавы, а дома — уже в качестве хобби — камни.
Однако у этой крымской сказки может быть печальный финал — не исключено, что в ближайшее время всю красоту уникальной коллекции придется упаковывать в ящики. Новое руководство санатория уже уведомило Александра Кулиша, что не собирается продлевать ему аренду и он должен до нового года освободить помещение по причине его нецелесообразного использования: "Мне сказали, что им выгоднее вместо музея два спальных номера сделать".