В Ливадийском дворце в Ялте отреставрировали Итальянский дворик с фонтаном. Впервые за сто лет как следует почистили кованные металлические ворота, которые ведут к придомовой церкви. Ранее их просто красили. К тому же, отремонтирован царский лифт. Его уже даже запустили, но после того, как недавно в нем застряла группа гостей, лифт пока отключили.
Но вместе с восстановленными "царскими видами" туристы с удивлением обнаруживают новшества. Возле главного фасада, прямо на газонах, появились металлические беседки со скамейками и фонарными столбами. А над балконом второго этажа "поселились" два льва. Историки утверждают, что ни скамеек здесь никогда не было, ни фонарных столбов, ни львов. Специалистов удивляет, что через 100 лет кто-то решил подправить всемирно известное творение известнейшего архитектора Николая Краснова.
"Как ялтинец и как член Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест (ICOMOS) при ЮНЕСКО, я определяю это как кощунство. Нельзя нарушать памятники, вносить новые элементы. Можно лишь восстанавливать то, что было утрачено. А изменения в архитектурных сооружениях может делать лишь сам автор. Красновские скамейки в парке были, но не на газоне перед фасадом. Многие сейчас утрачены, разворованы", — возмущается заслуженный архитектор Крыма Владимир Сергеев.
По его словам, попытки "подправить" Краснова уже были. В 80-е годы ялтинские партийные лидеры решили установить перед главным северным фасадом Ливадийского дворца барельеф Ленина в честь 60-летия ленинского Декрета о курортах. Но установка барельефа вождя мирового пролетариата не состоялась. Ялтинская интеллигенции вежливо доказала партбоссам, что не этично и не "исторично" внедрить в существующий комплекс новые элементы монументальной пропаганды.
О том, как появились в Ливадийском дворце новые львы и беседки, рассказала его директор Лариса Декушева. "Беседки со скамейками поставили для удобства людей. Вы же видите, экскурсантам негде присесть. Это не стационарные беседки, мы их периодически перемещаем. Львов мы установили вынужденно, они ночью горят и используются для подсветки. В парке, который не принадлежит музею, нет ни одного фонаря. Так хоть можно ориентироваться, где же находится дворец. Это тоже не стационарные скульптуры, они из пластика и очень легкие. Можем их убрать в две минуты, хоть завтра. Но пока они выполняют роль "фонарей", — сказала директор.